Административные расходы НКО или должны ли сотрудники фондов получать зарплату?


Исследование фонда «Нужна помощь» совместно с компанией Deloitte
Благотворительность – неотъемлемая часть нашей жизни. Или, по крайней мере, должна быть, если мы хотим жить в мире, где нет покинутых людей, и каждый получает возможность достижения социально-приемлемого уровня жизни. Ошибочное восприятие того, что некоммерческие организации не должны тратить деньги на свои функциональные нужды, а должны лишь заниматься голодными, больными и страдающими радикально противоречит формуле успешности современного мира и даже ему противопоставляется. Почему же мы делаем исключение для благотворительности? Ответ на этот вопрос искали фонд «Нужна помощь» и компания «Deloitte» в своем совместном исследовании об административных расходах некоммерческого сектора.

Идея родилась, когда компания Deloitte обратилась к своим партнёрам из некоммерческого сектора с опросом о финансовых расходах, которые не идут на помощь подопечным фонда, а идут непосредственно на нужды организации. Неоднозначность ответов выявила необходимость провести комплексное исследование на тему. Оно подтвердило в количественных измерениях те догадки и стереотипы, которые существовали в отрасли.

Данные опросов показали, что россияне не готовы жертвовать на административные нужды некоммерческого сектора. Так, по мнению респондентов, государство должно быть донором №1 для административных расходов НКО (49% ответили так), затем идёт бизнес, меценаты. А вот мнение, что эти расходы могут частично оплачиваться пожертвованиями обычных людей, так же непопулярно (12%), как и прямо противоположное мнение, что в фондах вообще не должно быть зарплат (13%). Однако есть положительная тенденция — по данным исследования, более молодые респонденты (18-24) лучше осознают важность финансовой поддержки организаций.
Проблема фандрайзинга имеет субъективные и объективные причины.
Во-первых, вовлеченность российского населения в благотворительность носит спонтанный и нерегулярный характер.
Во-вторых, основная форма помощи в России — адресная. Более половины населения страны не доверяет благотворительным фондам, и лишь 8% когда-либо жертвовали через благотворительные организации. При этом 99% благотворительных фондов в России собирают средства на адресную помощь больным детям, и только 2 фонда в России помогают исключительно взрослым.
В-третьих, нехватка квалификации и кадровых ресурсов ведет к тому, что НКО испытывает большие сложности при обращении к донорам: это чаще всего плохое знание законодательства, отсутствие профессионального подхода в оформлении сотрудничества с бизнесом и государством, неубедительный брендинг и позиционирование. Так, зачастую, многие представители НКО в общении с донорами не просят денег на базовые функции организации, и создают ложное представление о себе, как об «активистах». Это «аукается» в восприятии административных расходов бизнесом как «агентской комиссии». Как результат, бизнес готов лишь к проектному финансированию, которое ограничивает возможности НКО для развития своих компетенций и материальной базы.
«Грантодатели почему-то думают, что НКО — это активисты, которые бабочками питаются, и им самим ничего не нужно, чтобы совершать свои действия».
Проблему восприятия обществом благотворительности очень точно высказал известный активист и фандрайзер Дэн Паллотта. По его словам, слишком много некоммерческих организаций поощряются не за результаты деятельности, а за низкий уровень расходов. Вместо того чтобы приравнивать стандарт благотворительной организации к экономичному бюджету, он призывает поощрять благотворительные организации за амбициозные цели и большие достижения даже при больших расходах. Паллотта приводит успешные примеры того, как увеличение финансирования на административные расходы приводит к большим результатам в реализации основной цели организации.
Фигурирует в отношениях с НКО и проблема недоверия. Так, лишь малая часть организаций является прозрачной и сдает в Министерство юстиции отчеты о своих административных затратах. По данным исследования, каждая пятая организация (20%) не сдала такие отчеты за 2015 год.

15 марта «Нужна помощь» и Deloitte пригласили представителей НКО, бизнеса и СМИ к обсуждению вопроса финансирования организационных нужд НКО. Все стороны пришли к одному важному выводу: трансформировать восприятие и подходы к этому вопросу можно только через ребрэндинг самой отрасли благотворительности.

Интеллектуальное волонтёрство хоть и не решает целиком вопрос фандрайзинга, но является тем инструментом, который может предложить альтернативные решения по некоторым важным статьям расходов. Так, высококвалифицированные pro bono волонтёры todogood уже помогли более двадцати пяти НКО выработать новую успешную стратегию, лучше коммуницировать, выигрышно и красиво выглядеть и представлять себя на рынке, находить новые способы и формы фандрайзинга, модернизировать операционную модель организаций.

Это все вдвойне важно, так как один из главных источников благотворительности – большой бизнес хочет работать с более профессиональными некоммерческими партнёрами, где сотрудники обладают глубокими менеджерскими компетенциями. Это подтверждают выводы исследования.
«Люди приходят очень хорошие, очень интересные, с идеями и миссией в голове, но при этом, зачастую, без менеджерских навыков и без понимания того, как эти идеи прекрасные на нашу землю опустить». (бизнес о НКО)
Кроме того, pro bono может стать тем проводником, который позволяет бизнесу изнутри лучше понять нужды, язык и мышление НКО и, таким образом, сокращать расстояние между этими двумя полюсами. Это ведёт к конструктивному и доверительному диалогу о том, чем эти две сферы могут быть полезны друг другу.
Присоединяйтесь к todogood
Оставьте свои контакты и получайте информацию о новых pro bono проектах, встречах и других интересных событиях